Алгоритм работы со скульптурой (памятником)

Алгоритм работы со скульптурой (памятником)

У скульптуры как особого вида искусства есть три особенности:

1. «телесность». Главной задачей этого искусства является передача состояния тела и движения, причем живого тела. Именно замершее живое тело есть важнейший объект скульптуры. Поэтому скульптуру нельзя понять умом. И даже эмоциональное переживание не всегда поможет нам проникнуть в тайны статуй. Для работы со скульптурой необходимо «включить» телесные ощущения, почувствовать скульптуру не столько «глазом», сколько «телом».

2. «материальность» скульптуры. В отличие от музыки, литературы и даже живописи художественный эффект скульптуры достигается за счет физических характеристик: освещения, расположения в пространстве, качества материала.

3. «пространственность». Скульптура требует изучения в пространстве, ее надо обойти (если это объемная скульптура) или увидеть ее в архитектурном окружении, для которого она создавалась.

Эти ключевые особенности искусства ваяния определяют алгоритм организации работы по исследованию произведений скульптуры.

1. Мы рекомендуем знакомство со скульптурными памятниками начинать с … «занятий физкультурой». Предложить детям сначала своим телом попытаться повторить позу статуи. Обсудите с детьми: что чувствует тело в такой позе? Напряжено оно или расслаблено, тревожно или спокойно, удобна эта поза или нет? Какие чувства может испытывать человек в таком положении? Обратите внимание и на мимику: что может «говорить» человек, изображенный скульптором? Такое «проживание» статуи изнутри не только помогает детям надолго запомнить произведение, которое они изображали, но и развивает их собственную телесную восприимчивость.

2. Рассмотрение деталей скульптурного объекта – надписей знаков и пр. Обойдите скульптуру и исследуйте ее визуально (с помощью глаз). В ходе исследования обсуждаем с детьми вопросы: Что вы видите? Что вас еще заинтересовало в этом объекте? На какие детали вы обратили внимание? Что нового о скульптура мы узнали во время ее осмотра?

3. Обобщение первоначальной информации. Кто герой этой скульптуры? Что вы можете сказать о нем? (о его возрасте, происхождении, профессии и пр.)

4. При возможности исследуем материал, из которого сделана скульптура, на ощупь. Обсуждаем с детьми: Что вы можете сказать о материале? Какой он на ощупь? Что вы думаете о том, легко ли было мастеру делать эту скульптуру?

5. Отойдите от скульптуры и посмотрите на нее со стороны. Обсудите с детьми: что вы можете сказать о месте расположения этой скульптуры? Насколько ей здесь «уютно», «хорошо»? Красиво ли смотрится она в этом окружении? Можно ли предположить, почему ее поставили именно здесь?

6. Завершите исследование обсуждение вопроса: нравиться ли вам данный объект культурного наследия?