Городская семейная игра-квест «Загадай – кА!»

Городская семейная игра-квест «Загадай – кА!»

Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников - городская семейная игра-квест «Загадай – кА!»

 Хочется поделиться с коллегами одной из данных технологий, в реализации которой дошкольному учреждению не обойтись без помощи родителей воспитанников – семейное образовательное путешествие.  Тем более, что и ФГОС ДО одной из задач, стоящих перед дошкольным учреждением, определил задачу вовлечения родителей как субъектов образовательного процесса в педагогический процесс ДОУ.

Образовательное путешествие – педагогический метод, позволяющий организовать самостоятельную исследовательскую деятельность детей в городском пространстве. В отличие от экскурсии образовательное путешествие:

  • имеет целью не накопление знаний о городе, а приобретение ребенком целого комплекса умений (исследовательских, коммуникативных и т.д.) и личностных качеств;
  • носит культурно - ориентированный характер, так как объекты культурного наследия рассматриваются не изолированно друг от друга, а как части целостного культурного пространства, единичные случаи проявления культурных форм;
  • предполагает непосредственное взаимодействие ребенка с объектами культурного наследия, которые становятся основным средством получения информации;
  • предполагает соединение разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановка опытов и экспериментов;
  • позволяет каждому ребенку выдвигать собственные версии и корректировать их на основе группового обсуждения.

Итоги семейных образовательных путешествий подводятся педагогами на группах. Это могут быть фоторепортажи, семейные газеты, книжки – самоделки о путешествии, визуальные карты путешествия и т.д.

Но как заинтересовать родителей совместной с педагогами и детьми деятельностью с учетом взаимовыгодных для всех сторон условий?

Как сделать так, чтобы организация и проведение семейного образовательного путешествия строилась в интересах развития ребенка, а не сводилась к формальному времяпрепровождению?

Было разработано семейное образовательное путешествие по городу в форме квест игры.

Актуальность разработки семейных городских игр в форме квестов обусловлена рядом причин (противоречий):

  • необходимостью развития субъектной позиции родителей в ДОУ и отсутствием адекватных способов работы с семьей, в рамках которых воспитывающие взрослые могли бы реально участвовать в проектировании и проведении образовательного процесса наравне с педагогами; подобная игра позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • обязанностью ДОУ создавать равные для всех дошкольников условия для личностного развития и ограниченностью внутренних ресурсов (ресурсов предметно-пространственной среды ДОУ); использование педагогического потенциала внешней среды (городского пространства) позволяет в большей степени удовлетворить образовательные потребности и интересы различных детей;
  • необходимостью формирования у дошкольников универсальных умений (исследовательских, коммуникативных, организационных и пр.), которые необходимы им как для дальнейшей образовательной деятельности, так и для повседневной жизни, и узким кругом технологий методов, которые позволяют ребенку обрести подобный универсальный культурно-образовательный опыт.

В отличие от существующих в развлекательной индустрии квестов,  данная игра носит образовательный характер и позволяет дошкольникам освоить универсальные учебные умения (коммуникативные и  исследовательские).

Игра предполагает, что участники (дети с родителями) по очереди задают друг другу вопрос-загадку о городском объекте. Следующего игрока определяет сам автор вопроса: игрок должен посетить данную достопримечательность, найти ответ на вопрос своего друга и сформулировать свою загадку о другом объекте.

Проведение квеста .

На проведение игры отводится не менее 2-х недель и не более 4-х недель. Обязательным условием реализации игры является методическое и информационное сопровождение деятельности детей и их родителей со стороны педагога.

Вызвавшаяся первой семья отправляется с ребенком по маршруту семейного путешествия на объект с целью: узнать, что находится в данном здании?  Рассмотрев данный городской объект, придумывает первый вопрос к детям. Кому будет задан вопрос, ребенок выбирает сам. В свою очередь выбранные дети отправляются с родителями по маршруту, выполняют данное задание и придумывают свой вопрос следующим ребятам. 

Создание визуальной карты игры-квеста, которая будет наглядно показывать участие детей в игре.

С начала проведения квеста в группе вывешивается визуальная карта семейного путешествия. Форма визуальной карты может быть любая, все зависит от особенностей и интересов детей и воспитателей и выбранной ими темы.  После первого семейного путешествия на карте появляется фотография ребенка, совершившего с родителями это путешествие и текст придуманной ими загадки. Чуть выше на листе появляются еще один или два (в зависимости от количества детей, которым ребенок хочет задать свой вопрос) пустых кружка. Фото ребенка в кружках на визуальной карте появится только после того, как следующая выбранная ребенком семья совершит путешествие. Наблюдая за появлением кружков с фотографиями детей на карте, остальным детям также захочется привлечь к игре и своих родителей. Таким образом, данная визуальная карта является частью мотивации деятельности детей. Мотивом детей могут быть:

  • мне интересно туда сходить, сводите меня туда;
  • моей фотографии нет на карте, а я тоже хочу там быть;
  • мне интересно самому задать вопрос и задать его  Мише;
  • я очень хочу задать вопрос Руслану, а он задаст его мне …

Квест-игра как новая форма проведения семейного образовательного путешествия, показала, что, если дети заинтересованы путешествием, то успех проведения совместных семейных путешествий детей и родителей будет гарантирован: невозможно отказать своему ребенку ни в чем!

 

Автор:  Бойцева О.В.