Образовательное путешествие в пространстве Города

Образовательное путешествие в пространстве Города

Технология образовательного путешествия в ДОУ.

Одной из эффективных технологий реализации ФГОС дошкольного образования может стать технология образовательного путешествия. В научно-методической литературе образовательное путешествие рассматривается как метод и как технология. 

Образовательная экскурсия и образовательное путешествие

  •  Кратковременность экскурсии предполагает заранее запланированный маршрут с обозначенными в нем интересными, на взгляд экскурсовода. Такие экскурсии носят чаще всего ознакомительный характер и достаточно узкую тематику.
  • Путешествие предполагает неторопливое и вдумчивое передвижение по местности с остановками. Путешествие несет за собой серьезные личностные преобразования: человек,  расширяет границы известного, формирует свое отношение к окружающему через активное проживание и переживание увиденного и услышанного в путешествии. Целью путешествия является самопознание и самосовершенствование.
  • Путешествие становится образовательным в том случае, когда оно из простого передвижения в пространстве в поисках новых впечатлений трансформируется в целенаправленный процесс постижения мира, результатом которого является становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве.
  • В ходе экскурсии обучающийся, как правило, выступает в роли пассивного слушателя, ведомого педагогом.
  • Образовательное путешествие ориентировано на развитие личности ребенка, на его умение выстраивать диалог с окружающим миром. Именно организация познавательного процесса, направленного на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, является предметом методического сопровождения.

Методические рекомендации по организации деятельности в технологии образовательного путешествия

  1. Знакомство обучающихся с технологией образовательного путешествия

Работу с технологией образовательного путешествия целесообразно начать со знакомства с ее алгоритмом с помощью различных приемов.

Пример

Педагог предлагает вспомнить детям свое самое яркое путешествие и в процессе беседы помогает им выстроить его общую логику:

  1. О каком самом ярком и запоминающемся своем путешествии ты можешь нам рассказать?
  2. С какой целью ты отправился в путешествие?
  3. Что ты хотел узнать, увидеть, услышать?
  4. Какие интересные места ты посетил, с какими произведениями искусства познакомился, о каких известных людях узнал?
  5. Встречался ли ты с трудностями во время путешествия? Кто тебе помогал их преодолевать? Чьей помощью ты воспользовался?
  6. Чем тебе запомнилось путешествие? Что нового ты открыл для себя в пути?
  7. Порекомендовал ли бы ты отправиться туда своим близким и друзьям?
  8. Если бы у тебя была возможность вернуться к началу путешествия, как бы ты его спланировал с учетом полученного опыта?
  9. Планируешь ли ты в ближайшее время вновь совершить путешествие и куда?

В результате беседы дети должны с помощью педагога прийти к выводу о том, что образовательное путешествие – это не просто времяпрепровождение или форма получения готовых знаний. Это процесс самостоятельного поиска и приобретения новой информации, впечатлений, эмоций. 

2. Выдвижение идеи образовательного путешествия

Выдвижение идеи рекомендуется проводить в форме беседы. Для ее организации полезно использовать вопросы-ориентиры, они не должны предполагать односложных ответов («да» или «нет»). Они должны вызвать у обучающихся интерес, стимулировать их к размышлению.

Педагог в процессе беседы выполняет роль модератора.

3.Формулировка проблемы образовательного путешествия

Формулировка проблемы является одним из центральных моментов технологии, поскольку определяет всю дальнейшую деятельность обучающихся. 

При формулировке проблемы следует обратить внимание на следующее:

- проблема не должна носить узкий, предметный характер; необходимо, чтобы проблемное поле способствовало организации деятельности в рамках образовательного путешествия по нескольким направлениям;

- при формулировке проблемы важно учитывать возрастные особенности обучающихся;

- проблема должна быть интересна участникам образовательного путешествия, в противном случае их работа будет носить формальный характер.

  • Для формулировки проблемы можно использовать следующие приемы: создание проблемной ситуации на основе имеющегося у детей жизненного опыта; организация беседы с детьми на основе проблемных вопросов; создание специальных игровых ситуаций и т. д.

4.Формулировка цели и задач образовательного путешествия

Это следующий вид работ в рамках образовательного путешествия. От того, насколько точно, конкретно, понятно сформулирована цель работы, зависит результативность деятельности обучающегося или группы в рамках образовательного путешествия.

5. Определение времени, необходимого для образовательного путешествия

Определение времени необходимо для анализа возможности достижения поставленных целей и задач.

В том случае, когда дети не имеют достаточного опыта работы в режиме образовательного путешествия, предпочтительнее ориентироваться на небольшой промежуток времени.

При планировании времени путешествия необходимо учитывать как возрастные особенности «путешественников», так и специфику самого путешествия.

6. Планирование форм представления результатов образовательного путешествия

После того, как обучающимися совместно с педагогом сформулированы цели, задачи, сроки выполнения работы, целесообразно организовать деятельность по их информированию о возможных формах представления результатов образовательного путешествия. 

7. Работа с маршрутным листом

  • Работа с маршрутным листом представляет собой составление плана самостоятельной деятельности и фиксирование выполненных работ и их результатов в соответствии с выбранной темой.
  • Маршрутный лист может быть составлен с помощью понятных детям рисунков, символов и пр.
  • Напомним, что по маршруту могут проходить как один ребенок, так и группа. 
  • Групповая форма организации деятельности предполагает распределение детей по ролям (журналисты, сценаристы, биологи, эксперты и пр.) и (или) видам работ (подбор и анализ информации, описание наблюдений, обобщение материала, презентация результата). 

10. Подготовка презентации

После завершения самостоятельной работы детей целесообразно организовать занятие в форме беседы, в рамках которой им будут предложены рекомендации по обобщению результатов работы и подготовке презентации полученных результатов.

11. Презентация результатов образовательного путешествия

Одним из самых волнительных, интересных и зрелищных моментов образовательного путешествия является представление его результатов.  Выбор формы зависит от фантазии, желания и возможности как педагога, так и самих детей.  В презентации результата по желанию обучающихся могут принимать участие и те, кто им оказывал помощь на маршруте – родители, друзья, педагоги и пр.  Узнать больше

Автор:  Бойцева О.В.